Новости партнеров , Нижний Новгород ,  
0 

Дмитрий Проскура: «Цифровизации нужны пассионарии»

Вице-президент–директор макрорегионального филиала «Волга» ПАО «Ростелеком» в интервью РБК подвел итоги 2018 года
Дмитрий Проскура: «Цифровизации нужны пассионарии»
Наиболее значимые проекты компании и самые перспективные продукты телеком-рынка

С какими финансовыми результатами «Ростелеком» подходит к новому году? Как изменился клиентский портфель компании?

- В нынешнем году параметры бюджета будут выполнены и даже чуть перевыполнены как по выручке, так и по чистой прибыли. Значительно вырастет доля цифровых услуг – классических и новых. Мы их оцениваем в 60-62% портфеля компании. О стопроцентной цифровизации услуг можно будет говорить, когда доля классической телефонии в продуктовом портфеле сойдет на нет.

В ближайшем будущем это возможно?

- Доля фиксированной телефонии США, например, остановилась на отметке в 6%. Ниже этой емкости Америка не упала. Стационарные телефоны остались в магазинах, контактных центрах, на улицах. Для сравнения: уровень в России – 11-12%. Пик развития телефонии пришелся в нашей стране на 2003-2004 годы, когда дефицит удовлетворялся опережающими темпами. С появлением мобильной связи люди начали постепенно отказываться от старого формата. В Поволжье сейчас чуть меньше 2 миллионов абонентов фиксированной телефонии.

Сегодня все делают ставку на цифровые услуги. Какие из них демонстрируют активный рост?

- Очень хорошо вырос сегмент широкополосного доступа. Блестящие результаты показал наш драйвер – интерактивное телевидение. Продукт Wink позволяет качать контент на мобильное устройство или смотреть его на телевизоре, подключенном к интернету. Это по-честному интерактивно и дает те же возможности, что на большом экране. В этом году наши драйверы развивались быстрее рынка: в двузначных цифрах измеряется рост продуктов, которые мы называем новатикой: виртуальная АТС и ЦОД, управляемый Wi-Fi – все то, что уже опробовано, но пока не стало повсеместным. Малому и среднему бизнесу уже не нужна традиционная учрежденческая АТС.Предпринимателям интересна телефония на базе оптики с возможностью распределять звонки между сотрудниками и иметь удаленный доступ к корпоративной связи.
В сегменте consumer мы увидели тренд, не проявлявший себя года два, а именно – необходимость еще более высоких скоростей доступа. Люди хотят играть в компьютерные игры и смотреть потоковое видео, и наша сбалансированная тарифная политика позволяет это. В b2c мы выросли существеннее, чем в прошлом году, пусть и не в двузначных цифрах. Поколение, вступающее во взрослую жизнь, просто не мыслит себя без интерактивных сервисов. Мы видим это по новостройкам, куда заезжают молодые семьи. Кроме того, мы много строим сетей в коттеджах и таунхаусах, что дает возможность людям, которые ранее были обделены вниманием телеком-операторов, почувствовать себя комфортно.

Что скажете о корпоративном сегменте?

- Крупный корпоративный сегмент развивается опережающими темпами. На уровне нуля или небольшого минуса – малый и средний бизнес, но это связано с общим экономическим состоянием предприятий и желанием оптимизировать затраты на связь.

- Если говорить о проектах, что было главным?

Чемпионат мира по футболу. Мы курировали три стадиона – в Нижнем Новгороде, Самаре и Саранске, и справились с этим на «отлично». «Ростелеком» отвечал за видеонаблюдение, безопасность, инфраструктуру вокруг стадионов и Wi-Fi. При огромном скоплении людей все работало безупречно. Не было ни одной жалобы. Стадион в Нижнем Новгороде называли самым безопасным местом в городе, и этим можно гордиться.
Мы трансформируем фотовидеофиксацию, известную и понятную людям, в масштабную видеоаналитику. Популярность подобных решений все больше растет. Эту технологию запустила компания «Павловская курочка». Во всех торговых точках холдинга рекламная информация выводится на телевизионные панели адресно под потребителя.

Некоторое время назад объявлено о создании единой платформы безопасности. Как меняются запросы клиентов сегмента b2b в этой тематике?

- В этом году «Ростелеком» сделал большой шаг, завершив сделку по приобретению компании SolarSecurity. Рынок к нам повернулся, но такие серьезные проекты не штампуются, как горячие пирожки. В двух крупнейших холдингах сейчас идет очень непростой этап обследования, объем которого перевалил за сотню томов. На основании полученных данных будут смоделированы угрозы, выстроены схемы фильтрации и правила. SolarSecurity, ставшая теперь стопроцентной «дочкой» «Ростелекома», недавно открыла операционный центр безопасности, где отслеживаются инциденты и отрабатывается защита. Мы очень плотно работаем с энергетиками, коммунальщиками, с сырьевым сектором: везде появляются люди, осознающие свои задачи и уровень современных угроз.

Цифровизация отраслей неравномерна: одни полностью выполнили эту задачу, другие даже не начинали. Кто, на ваш взгляд, активнее остальных будет работать в этом направлении в ближайшие годы, и какова роль «Ростелекома»?

- Мы являемся инфраструктурным партнером государства, и в этом направлении проделана просто гигантская работа. Мы охватили оптикой значительную часть населенных пунктов с количеством проживающих от 250 до 500 человек. Для стран с обширными территориями это первый прецедент в мире.
Мы обладаем мощной инфраструктурой ЦОДов и продолжаем наращивать емкости. Услугами дата-центров пользуются Росреестр и другие федеральные структуры.
В этом году запущена платформа биометрии – идентификация человека по лицу и голосу. Применение этой технологиив разных сферах просто неоценимо: снимать деньги без банковской карты, свободно пользоваться всеми видами общественного транспорта, без билета посещать кино и театры.

Вы считаете возможной стопроцентную цифровизацию хотя бы в отдельных сферах?

- У нас очень сильно автоматизированы финансовые учреждения, очень динамично развиваются ритейл, медиа и телеком. Активные усилия сейчас прилагаются в энергетике и коммунальном хозяйстве, что связано с внедрением технологии smartgrid и интеллектуальных приборов учета. В горизонте трех-пяти лет эти вещи окажут мощное влияние на нашу жизнь: с помощью мобильного устройства мы будем не только заказывать и оплачивать услуги, но и понимать, как экономить. В большей степени цифровая экономика коснется не промышленных предприятий (они и так связаны с АСУ ТП), а простых горожан.

Готовые технические решения спускаются из головного офиса, или регионы, в том числе в Поволжье, могут предлагать свои идеи?

- Если решение типовое и уже опробовано, экономически выгоднее внедрять его как единое. Вместе с тем, например, программа «Безопасный город» впервые была запущена именно в Нижегородской области. Мы были инициаторами и пионерами. И реализованные здесь решения стали масштабироваться по стране.

В конце ноября заявлено, что «Ростелеком» станет одним из исполнителей госзаказа по созданию единой информационной системы здравоохранения. Что предстоит сделать в Нижегородской области, учитывая то, что подобная система уже внедрена?

В Нижегородской области несколько дет назад была внедрена региональная медицинская информационная система. Она дает возможность записаться через интернет к врачу, вести электронное расписание приема. Сейчас речь идет об объединении региональных медицинских информационных систем в общегосударственную.
Еще одно направление при создании глобальной информационной системы – автоматизация фельдшерско-акушерских пунктов с доступом к телемедицине. «Ростелеком» продолжит строить линии связи и предоставлять центры обработки данных.

В Москве и Санкт-Петербурге «Ростелеком» уже в тестовом режиме предоставляет услуги телемедицины через мобильное приложение. Планируете ли вы развивать это направление?

В обеих столицах много людей, которым некогда ходить по больницам. Они либо консультируются в интернете, либо посещают платные клиники. Поэтому возникла идея объединить сертифицированных врачей и обеспечить гарантированный уровень сервиса. Если эксперимент окажется успешным, скорее всего, мы будем развивать это направление. В регионах люди предпочитают посещать больницы, потому что уровень доступности медучреждений выше.

А если говорить не только о медицине, а о рынке мобильных приложений в целом?

Сейчас идет тестирование мобильного приложения по учету коммунальных услуг. В фокусе нашего внимания – медицина и образование. В любом случае, кто-то должен быть пассионарием цифровой экономики: тот же «Безопасный город» в свое время появился не потому, что это было кому-то очень нужно, а потому, что мы показали и рассказали, как может быть.

Каковы приоритеты компании на будущий год?

Мы планируем активно развивать цифровые платформы. В медицине, например, это цифровизация ФАПов и запуск центрального архива медицинских изображений.
Кроме того, в городах внедряем «умные» счетчики: на сегодняшний день потребители и домоуправляющие компании уже технологически готовы к подобным новинкам.
Также в будущем году в Нижнем Новгороде появится площадка по обмену трафиком. Это значит, что качество и скорость интернета улучшатся.